в актогае 15
USD 386.70
EUR 427.15
RUB 6.06
Мобильная версия

На какие пенсионные выплаты могут расчитывать казахстанцы при выходе на пенсию?

 

Выплаты

1

На какие пенсионные выплаты могут расчитывать казахстанцы при выходе на пенсию?

 

Сегодня отечественная пенсионная система состоит из трех компонентов.

Прежде всего, это пенсии из государственного бюджета - базовая и солидарная. В настоящее время базовая пенсия выплачивается всем без исключения в одинаковом размере, солидарная (или трудовая) пенсия учитывает стаж работы до 1998 года. С 2018 года при начислении базовой пенсии будет учитываться не только трудовой стаж до 1998 года, но и стаж участия в накопительной пенсионной системе.  

Второй уровень пенсии – это выплаты из ЕНПФ, сформированные за счет обязательных и обязательных профессиональных взносов. В 2017 году  годовая сумма пенсионных выплат по графику за счет ОПВ и ОППВ рассчитывается в соответствии с Правилами осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений,  и не превышает наибольшую из следующих величин: 

1) тридцатикратного размера минимальной пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. С 1 июля 2017 года размер минимальной пенсии увеличен до 31245 тенге. Соответственно, годовой размер выплаты  составляет 937 350 тенге. (30*31245);

2) величины, рассчитанной как произведение суммы пенсионных накоплений на коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений в соответствующем возрасте получателя, согласно Методике осуществления расчета размера пенсионных выплат*. Этот расчет применяется, если у получателя-мужчины 63- х лет сумма пенсионных накоплений составляет 8,067 млн. тенге и более, получателя- женщины 58-ми лет – 8,963 млн. тенге и более).

Третий источник – добровольные накопления. Это сумма, вносимая в ЕНПФ вкладчиками (физическими или юридическими лицами) по собственной инициативе в свою пользу или пользу третьего лица. Ставка ДПВ устанавливается по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении. Этот вид накоплений, к сожалению, еще не развит должным образом. Тем не менее, при постоянном пополнении этого источника, он может стать достойной прибавкой к сумме пенсии. 

Таким образом в Казахстане сформирована многоуровневая пенсионная система, основанная на оптимальном разделении ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником.

* Методика утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 02.10.2013 г.

2

Каков порядок снятия денег со счета в пенсионном фонде при переезде за границу на ПМЖ? Какие документы нужно предоставить бывшему гражданину Казахстана? Правда ли, что пенсионные взносы можно снять только после получения гражданства другой страны? Почему в 2017 году из ЕНПФ поступают отказы в получении накоплений в связи с выездом на ПМЖ? Что предпринимает ЕНПФ?

 

 

 

Согласно Закону РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» правом на пенсионные выплаты из пенсионного фонда обладают иностранцы и лица без гражданства, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ и выехавшие на ПМЖ за пределы Казахстана, представившие в Фонд документы, подтверждающие факт выезда. Полный перечень документов размещен на сайте ЕНПФ. Но прежде всего, у человека  должен быть заграничный паспорт, копию которого ( в случае обращения через поверенного или по почте – нотариально засвидетельствованную) он должен предоставить.

Согласно действующему законодательству, ЕНПФ при рассмотрении заявлений о назначении пенсионных выплат, в том числе в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан (далее – выезд на ПМЖ за пределы РК) обязан руководствоваться  положениями Правил[1].Согласно изменениям в Правила, вступившими в силу с 16.01.2017 г.,  ЕНПФ при получении документов от иностранцев и лиц без гражданства, в обязательном порядке запрашивает сведения из информационных систем государственных органов Республики Казахстан о наличии у обратившегося иностранца или лица без гражданства удостоверения личности гражданина Республики Казахстан либо вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, либо удостоверения лица без гражданства, выданного уполномоченным органом Республики Казахстан, и его действительности.

При получении сведений о наличии и действительности одного из вышеуказанных документов и отсутствия сведений о выезде на ПМЖ за пределы РК обратившегося иностранца или лица без гражданства, ЕНПФ отказывает в приеме заявления в день обращения с вручением расписки об отказе в приеме документов, либо в исполнении заявления. (путем направления уведомления в течение десяти рабочих дней с момента получения документов, предусмотренных Правилами, с указанием причины отказа).

Следует отметить, что информация об оформлении физическими лицами (бывшими гражданами РК, иностранцами и лицами без гражданства, постоянно проживавшими в РК) выезда на ПМЖ за пределы РК фиксируется в Государственной базе данных «Физические лица» Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – ГБД ФЛ), к которой обращается ЕНПФ при рассмотрении документов иностранцев и лиц без гражданства.

Между тем, государственным органом, являющимся первоисточником и поставщиком информации в ГБД ФЛ в части актуальных сведений о документах, удостоверяющих личность, выданных уполномоченными органами РК, в том числе их действительности/недействительности и причин недействительности, включая сведения об оформлении физическими лицами выезда на ПМЖ за пределы РК, является МВД РК.  Это делается для того, чтобы установить, что за выезжающим на ПМЖ нет никаких неисполненных обязательств (долгов по алиментам, кредитам, судебным решения и т.п.).

На практике имеют место случаи обращения иностранцев, в основном граждан Российской Федерации, которые:

- получили гражданство без оформления документов на выезд на ПМЖ за пределы РК согласно установленному порядку. Рекомендация одна – выезд на ПМЖ за пределы РК оформлять нужно в любом случае.

- оформили документы на выезд на ПМЖ за пределы РК согласно установленному порядку, но при этом:

- нарушили последовательность, т.е. оформили сначала утрату гражданства РК, а затем выезд;

- информация в ГБД ФЛ отсутствует и т.д.

В настоящее время ЕНПФ на регулярной основе в рамках взаимодействия рабочей группы, созданной при участии ЕНПФ и Комитета миграционной службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (КМС), направляет запросы в последний в части подтверждения факта оформления вкладчиками (получателями) выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и актуализации сведений в Государственной базе данных «Физические лица» Министерства юстиции Республики Казахстан (ГБД ФЛ) при их наличии.

В случае, когда КМС подтверждает факты отсутствия информации о выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан вкладчиков (получателей), ЕНПФ рекомендует вкладчикам (получателям) обращаться в территориальное подразделение миграционной полиции органов внутренних дел по последнему месту регистрации жительства в Республики Казахстан или в центры обслуживания населения с целью уточнения дальнейших действий для оформления в установленном порядке разрешения на выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и актуализации (передачи) сведений в ГБД ФЛ либо в Министерство внутренних дел Республики Казахстан как государственному органу, осуществляющему регулирование в сфере миграции населения.

Кроме этого, ЕНПФ регулярно анализирует сведения в ГБД ФЛ по статусам документов, удостоверяющих личность вкладчиков (получателей), которым ранее было отказано в приеме либо исполнении заявлений о назначении пенсионных выплат по причине отсутствия информации о выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. В случае актуализации в ГБД ФЛ указанных сведений, ЕНПФ проводит работу по уведомлению вкладчиков (получателей) и приему заявлений о назначении пенсионных выплат.

Вместе с тем, ЕНПФ отмечает, что количество обращений, заявлений, жалоб вкладчиков (получателей) в уполномоченные органы и организации, ЕНПФ, а также в социальных сетях по вопросам порядка оформления выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан на сегодняшний день значительно сократилось, что свидетельствует об информированности населения, в т.ч. о порядке и сроках актуализации сведений в ГБД ФЛ.

Резюмируя сказанное, надо отметить, что получить накопления в связи с выездом на ПМЖ можно только став гражданином другого государства и надлежащим образом оформив выезд из Казахстана.

3

На какие средства будет жить человек в случае полного исчерпания своих накоплений? Какие изменения ожидаются в системе пенсионного обеспечения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время пенсионеры получают пенсию из нескольких источников:

1) солидарной системы (базовая и трудовая пенсии, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета),

2) накопительной пенсионной системы.

Базовая пенсия на сегодняшний день выплачивается абсолютно всем  пенсионерам–казахстанцам в одинаковом размере – 54% прожиточного минимума, утвержденного законом РК о республиканском бюджете.  Трудовая пенсия – это  пенсия за трудовой стаж до 1 января 1998 года.

С 1 июля 2018 года предусматривается изменение порядка назначения государственной базовой пенсионной выплаты при достижении пенсионного возраста в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. Так, размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет или его отсутствии будет равен 50% от величины прожиточного минимума (ПМ), установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, с увеличением ее размера за каждый полный год стажа участия в пенсионной системе сверх десяти лет на 2 процента, но не более 100% от величины прожиточного минимума, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Таким образом,  государство надеется привлечь всех жителей страны к участию в пенсионной системе, а также искоренить практику «серых» зарплат.

Накопительная часть пенсии на сегодняшний день состоит из :

- 10% обязательных пенсионных взносов работника (это та сумма, которую мы копим, начиная с 1998 года, ежемесячно отчисляя по 10% от своей зарплаты), 

- 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов (это та сумма, которую, начиная с 1 января 2014 года, перечисляет работодатель за счет собственных средств в пользу работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда –в размере 5 % от ежемесячного дохода работника;

- добровольных пенсионных накоплений (которые пока делает далеко не каждый).

Исчерпав весь объем пенсионных накоплений ЕНПФ на сегодняшний день человек получает базовую и трудовую (или солидарную) пенсию. Надо сказать, что пока выходят на пенсию люди, имеющие довольно продолжительный стаж работы до 1998 года. Накопления в ЕНПФ у них не самые большие, поскольку они были в системе всего 15-19 лет. Но в зависимости от трудового стажа они получают пенсию из государственного бюджета.

Со временем будет все меньше выходить на пенсию людей, имеющих хотя бы полгода рабочего стажа до 1 января 1998 года. Соответственно, их пенсия из бюджета ограничится базовой пенсией. Перед всеми нами встал вопрос возмещения трудовой пенсии. Именно поэтому с 2020 года вносятся изменения в действующую накопительную пенсионную систему – вводится условно-накопительный компонент или обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР). Из названия видно, что их будет платить работодатель за всех работников (вне зависимости от их условий труда) на условные пенсионные счета работников.

Для этого в ЕНПФ будут открыты условные пенсионные счета на каждого работника, на имя которого работодатель за счет собственных средств будет перечислять ОПВР в размере 5 % от ежемесячного дохода работника. Главным преимуществом новых ОПВР является то, что пенсионер, за которого работодатель осуществлял эти взносы, будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его условном пенсионном счете будут исчерпаны (при условии перечисления ОПВР в совокупности не менее 60 календарных месяцев).

Обязательные пенсионные взносы работодателя не будут являться собственностью граждан и, соответственно, не будут наследоваться, поскольку уплачиваться они будут работодателями, в отличие от обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных и добровольных пенсионных взносов, которые наследуются и их можно получить при выезде на ПМЖ.

Главным преимуществом новых 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, является то, что пенсионер, за которого работодатель осуществлял эти взносы, будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его счете будут исчерпаны (при условии стажа участия 5 и более лет).

Это нужно для того, чтобы повысить уровень пенсионного обеспечения, довести его до международных стандартов, согласно которым, уровень пенсии (коэффициент замещения утраченного дохода) составляет не менее 40 % от заработной платы.

1.     4

Почему отменили право на досрочные выплаты многодетным матерям? Жителям семипалатинского полигона?

В соответствии с положениями Закона[2], действовавшими до 1 января 2016 года, от уплаты обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ) и обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ) в ЕНПФ кроме лиц, достигших пенсионного возраста, освобождались: 

- граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»: мужчины – по достижении 50 лет при трудовом стаже работы не менее двадцати пяти лет по состоянию на 1 января 1998 года; женщины – по достижении 45 лет при трудовом стаже работы не менее двадцати лет по состоянию на 1 января 1998 года;

- женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, по достижении 53 лет.

Кроме этого, вышеуказанные категории лиц, имевшие пенсионные накопления в ЕНПФ, до 1 января 2016 года имели право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет ОПВ.

 

Вместе с тем с 1 января 1998 года в стране осуществляется постепенный переход от государственной (распределительной) системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе.

В последующем, по окончании переходного периода НПС станет основой пенсионного обеспечения населения.

В рамках НПС каждый работник (вкладчик) несет ответственность за собственное обеспечение в старости. При этом насколько человек регулярно уплачивает взносы, настолько у него будет больше накоплений.

В этой связи во исполнение поручений Главы государства проводится поэтапная модернизация пенсионной системы Республики Казахстан, направленная на обеспечение адекватных пенсионных выплат.

Согласно внесенным в Закон изменениям с 1 января 2016 года право на получение пенсионных выплат за счет ОПВ и ОППВ из ЕНПФ имеют лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона (лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста – 58/63).

Следовательно, лица, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 11 Закона, а именно: граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, и женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, должны производить уплату ОПВ и ОППВ до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Соответственно, из категории получателей пенсионных выплат из ЕНПФ данные лица также исключены.

Данные меры направлены на увеличение стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений в ЕНПФ, что обеспечит повышение размера выплат из ЕНПФ. Другими словами, женщина, находясь часто в декретном отпуске, просто не успевала накопить достаточно средств на своем пенсионном счете для обеспечения достаточного уровня пенсии, который, согласно международным стандартам, должен быть не менее 40% утраченного дохода. Вырастив детей и находясь при этом еще в трудоспособном возрасте, женщина может значительно увеличить свой пенсионный капитал.

При этом для женщин сохранена возможность раннего выхода на пенсию за счет бюджетных средств:

1)         в  45  лет  - женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;

2)         в  53 года женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста.

Что касается Семипалатинского полигона, то право на досрочные выплаты распространялось на его жителей, проживающих в регионе с 1949 по 1963 год не менее 5 лет. Отсюда видно, что в большинстве своем эти люди уже достигли общеустановленного пенсионного возраста. Кроме того, опять же имеет значение факт недостаточности пенсионных накоплений в случае более раннего их получения для обеспечения достаточного уровня пенсии. 

Меры по увеличению срока нахождения отдельных категорий граждан в накопительной пенсионной системе направлены не только на увеличение размера выплат из ЕНПФ. Как известно, с 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, при этом в стаж будут включаться периоды, за которые уплачивались пенсионные взносы. Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии будет равен 54% от величины прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже
33 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости (больше работаешь – больше получаешь) и позволит улучшить материальное положение пенсионеров.

Таким образом, внесенные изменения в законодательство позволят увеличить период отчислений в НПС, и тоже время увеличить размер базовой пенсионной выплаты.

5

Ожидаете ли вы демографический провал в выплатах в ЕНПФ в ближайшие годы, когда объем вносимых взносов станет меньше выплачиваемых накопительных пенсионных выплат?

 

Накопительная составляющая в пенсионной системе Республики Казахстан заключается в том, что каждый вкладчик ЕНПФ делает отчисления на свой персональный счет, и при достижении пенсионного возраста выплаты будут осуществляться из его собственных накоплений. В накопительной пенсионной системе ведется персональный учет накоплений (другими словами, сколько вкладчик накопил, столько он и получит). Таким образом демографические факторы не оказывают влияние на сумму пенсионных выплат.

 

1.     6

2.     Плюсы и минусы выплат из аннуитетной компании

 

Заключение договора пенсионного аннуитета или сохранение накоплений в пенсионном фонде - это осознанный выбор вкладчика. Принимая решение о судьбе пенсионных накоплений, нужно внимательно изучить аннуитетный договор, обратив внимание на такие его пункты, как размер единовременной выплаты, размер годовых выплат, гарантированный период и т.д.

Прежде всего, стоит отметить, что в установленный законом возраст (50 лет женщины, 55 лет мужчины) есть возможность не полностью изъять пенсионные накопления, а лишь начать получать пенсионные выплаты ранее общеустановленного пенсионного возраста. Выплаты из аннуитетной организации производятся пожизненно, но надо четко представлять себе, каков будет их размер и будет ли он достаточен для обеспечения всех потребностей. При этом период дожития в аннуитете рассчитывается до 110 лет.

Надо учесть, что гарантия сохранности пенсионных накоплений перестает работать, если пенсионные активы переведены в страховую компанию, поэтому получатель принимает на себя риски финансовых затруднений и банкротства компании.

Пенсионные накопления в ЕНПФ выплачиваются до исчерпания. Но они наследуются. В аннуитетной компании, как правило, нет, наследование возможно только в гарантированный период. Одним словом, надо внимательно читать договор, изучать и сравнивать все условия для осуществления выбора – получать выплаты из ЕНПФ или из страховой компании.



[1] Правила осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов из единого накопительного пенсионного фонда, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 02.10.2013г. №1042

[2] Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

 

E-GOV - Электронное правительство Республики КазахстанУзнать больше
Карта района